Где-то мы это уже видели: Тем же вопросом, что и сценарист и режиссер "Сомнения" Джон Патрик Шэнли, в 2004 году задался Педро Альмодовар, испанский певец историй о пограничных состояниях души и тела, - и в его "Дурном воспитании" мальчик определенно был. Что новенького: "Вы проиграете", - говорит героиня Стрип своему оппоненту. В этой фразе после раздачи статуэток "Оскара" невольно проступила правда жизни: кому бы там не придумали вручать приз распорядители всевозможных наград, в мире есть лишь одна актриса, номинировавшаяся на главную кинопремию 15 раз, и имя ей Мерил. Фильмы из этой серии: "Дурное воспитание", "Мальчики святого Винсента". #{video} Драматург Джон Патрик Шэнли ("Оскар" за сценарий к фильму "Власть луны" в 1988 году) вернулся в режиссерское кресло спустя 18 лет после своего дебюта с романтической комедией "Джо против вулкана" с тем, чтобы экранизировать собственную пьесу "Сомнение" о драме на три лица в стенах церковной школы - произведение, отягченное наградами самой высокой пробы, в том числе Пулитцеровской премией. Рожденное для сцены "Сомнение", будучи переформатированным под широкий экран, сыграло фильму две службы: во здравие и за упокой. На добротном литературном материале да с режиссером, который занял за камерой позицию зрителя в театральном зале, актеры в рамках заявленных фигурантов дали своему таланту пуститься в пляс и вышли ноздря в ноздрю к финишной черте под названием "Оскар". Не получили, однако, не в силу уступающего мастерства, а скорее ввиду сопутствующих обстоятельств: в тот день и час полагалось дать той (Кейт Уинслет), другой (Пенелопе Крус) и третьему (Хиту Леджеру). Под задувание ветра, хлопанье ставен и шорох жухлых листьев трое переходят из кадра в кадр, разыгрывая мизансцены о вере и доверии, относительности правды и иллюзорности лжи. Шэнли сплел изящную детективную интригу, нити которой сосредоточил в руках строго обозначенных героев - степень распутанности или, наоборот, запутанности клубка зависит от силы натяжения той стороны, в какую подует ветер подозрения или, если угодно, озарения. В этом фильме могло бы и не быть натурных съемок, и даже массовки, а все равно бы осталась интрига: действо вершится в моменты с глазу на глаз, в разговорах на двоих, в контакте. Но ветер со ставнями совсем некстати поддувают саспенс, который пришелся бы к истории, выстрели здесь пресловутое "ружье". Первооснова фильма - пьеса - выстроена скорее околословами, чем словами, называющими своими именами происходящее в кадре. За миссмарпловскими упражнениями директрисы кроется в сухом остатке желание уличить уважаемого пастора в совращении малолетнего - это и есть та бомба с часовым механизмом, заложенная в сюжет, которая... не взрывается. В минуту, когда должен, наконец, наступить момент истины, происходит эффект лопнувшего мыльного пузыря. Действующие лица разом выпускают нити, ведущие к клубку, и тот так и остается жалким мотком человеческих страстей, имеющих над нами большую власть, чем голос разума. "Сомнение", как предмет кинематографа, действительно заставляет усомниться - в том, что эта пьеса просилась со сцены на экран.